Понятие бизнес инкубатора
В современных условиях на
рынке технологий расширился состав действующих лиц. Круг агентов рынка
прикладных знаний был некогда ограничен всего лишь
учеными-экспериментаторами или изобретателями, с одной стороны, и
предпринимателями-промышленниками - с другой. Возрастание сложности и
комплексности научных исследований и разработок, превращение их в
"индустрию изобретений и технологии", развитие которой невозможно без
значительного ресурсного обеспечения, выдвинули в техническом
творчестве на передний план научно-исследовательские коллективы при
одновременном снижении роли новаторов-одиночек. Так, согласно
американским данным в начале XX в. индивидуальные изобретатели
подавали более 70% патентных заявок, сейчас эта доля снизилась менее
чем до 20%. Между тем индивидуальный изобретатель играет и будет еще
играть роль генератора новых (иногда неординарных) идей, которые не
могут зародиться в научно-исследовательских коллективах в силу
довлеющих там представлений и авторитетов. Однако для разработки
оригинальных технологий или внедрения новой продукции в современное
промышленное производство требуется работа научных лабораторий,
конструкторских бюро, технологических подразделений. В рыночной
экономике действие объективных экономических законов формирует особую
среду, в которой постоянно генерируется научно-технический прогресс, а
связанные с ним возможности позволяют участникам конкурентной борьбы
обходить соперников по уровню издержек производства, качеству
выпускаемой продукции, скорости приспособления к меняющемуся спросу.
Чем острее конкуренция, тем меньше у производителя отложенных "про
запас" научных идей или технических решений и тем короче путь "наука -
производство - рынок". Одним из решающих условий ускоренного
внедрения достижений научно-технического прогресса в производство
является выбор форм взаимодействия и интеграции организаций,
реализующих разные стадии инновационного цикла. Поиски новых
организационных форм интеграции пауки и производства в промышленно
развитых странах начались в первой половине 50-х годов нашего века, и
после некоторого спада интереса в середине 60-х -начале 70-х годов
последующие годы характеризуются подлинным взрывом в организации
различных форм кооперации науки и производства. С середины 70-х годов
отмечено также обострение проблем защиты интеллектуальной собственности. Анализ
закономерностей, характерных для общемировой техногенной цивилизации,
свидетельствует о том, что эффективность рыночной экономики
непосредственно связана с многообразием механизмов, обеспечивающих
взаимодействие всех звеньев цепочки "наука - производство - рынок",
среди которых особое место занимают структуры технопаркового типа,
являющиеся одной из наиболее эффективных форм стимулирования
экономического роста и обеспечения глубокой интеграции науки и
производства. В технопарковых структурах осуществляется обмен
научно-техническими и производственными идеями; создаются мелкие
инновационные предприятия, способные оперативно использовать в
производстве новейшие результаты исследовательских разработок;
осуществляется интенсивный обмен кадров между наукой и производством.
Начинающим предпринимателям оказывают содействие за счет так называемых
рискованных капиталовложений в организации "наукоемкого бизнеса"
многочисленные службы: консультационные, кадровые, информационные и
др., а также местные органы власти. В последние годы компании
активно поддерживают разработку новых направлений технического
творчества с помощью венчурного капитала, предоставляемого
изобретателю для превращения его нововведения в опытный образец. Если
последний окажется перспективным, то промышленная компания может
купить новинку у изобретателя, нанять его в качестве консультанта или
служащего. Для этого используется так называемая патронирующая
лицензия (master license), по которой изобретатель становится членом
исследовательского коллектива компании, занятого доработкой его
изобретения. В течение срока действия такой лицензии изобретатель
получает заработную плату, а от выпуска продукции на рынок - долю
прибыли (иногда до 50%). В структуре научно-производственного
комплекса возрастает доля мелкого инновационного предпринимательства,
растут и становятся более разнообразными его связи со всеми секторами
экономики. Соответственно развиваются инициативная форма организации
инновационной деятельности, формы поддержки мелкого инновационного
бизнеса. Новый этап научно-технической революции потребовал и новых
организационных форм обеспечения научно-технического прогресса, форм,
ориентированных на обновление сложившихся научно-технических и
производственных структур. Поэтому весь мелкий инновационный бизнес -
от небольших исследовательских компаний до изобретателей-одиночек - был
поддержан государственными структурами практически всех развитых
капиталистических стран. Главными в государственной политике этих
стран являются обеспечение благоприятных условий "инновационного
климата", внесение элементов своего рода органической системы
управления на макроуровне - во взаимоотношениях государства и мелкого
инновационного бизнеса. При этом - в отличие от воздействия на уже
сложившийся экономически и организационно крупный бизнес - государство
основные "усилия направляет на начальные и "пред-начальные" периоды
становления мелких новаторских фирм". Необходимо отметить, что
существует ряд определений существа технопарковых структур, однако
имеются расхождения ученых и практиков в самой терминологии. В развитых
странах реализуются различные концепции создания технопарков,
объединяющих в себе широкий спектр различных объектов. Отличия в
определениях связаны с особенностями научно-технической политики
страны, региона, выбранной специализации (технология, изделия,
услуги), вида предпринимательской деятельности и т.д. Вместе с тем
общим для всех концепций технопарков является то, что их сердцевиной
считается инкубатор (инновационный, технологический, бизнесный),
выполняющий ключевую роль в проведении политики стимулирования
процесса учредительства и всесторонней поддержки развития новых фирм. Инкубатор
представляет собой наиболее эффективную форму организационной
поддержки малых предприятий на начальной стадии их развития. Базовой
концепцией, положенной в основу определения инкубатора, является
создание инструментария для реализации предпринимательства. Стартовые деньги - не
единственный дефицитный ресурс для вновь возникающих компаний. В
последние годы мелкому бизнесу предоставляется практически весь
ассортимент услуг, необходимый для его становления. Идея полного
обеспечения мелких фирм всем необходимым нашла выражение в
организации "инкубаторных" программ. Главное назначение "инкубаторов"
- предначальная и первоначальная поддержка мелкого, преимущественно
инновационного, предпринимательства, помощь скрытым предпринимателям,
которые хотят, но не могут начать собственное дело. Бизнес-инкубатор
как одна из форм такой поддержки значительно облегчает развитие новых
фирм. В различных зарубежных источниках инкубаторы именуются
по-разному, например "инновационный центр", "предпринимательский
центр", "технологический бизнес-центр" и др. Однако отличительной
особенностью данной формы организации является то, что в первую
очередь такая структура занимается развитием не конкретного товара, а
независимого хозяйствующего субъекта. Последние годы отмечены бурным
ростом бизнес-инкубаторных структур. Так, в США в 1987 г. действовало
170 инкубаторов, расположенных в 28 штатах, причем их число
удваивается каждые два года. Первые инкубаторы появились в конце
70-х - начале 80-х годов и придерживались двух стратегических линий.
Первая заключалась в перестройке старых или пустующих зданий, таких,
как школа, фабрики, складские помещения, и сдаче их в аренду. Эта
стратегия базировалась в первую очередь на предоставлении вновь
создаваемым фирмам помещений. Вторая стратегия также предусматривала
выделение помещений, однако основным в ней становилось оказание
всякого рода услуг и патронаж фирм. В развитых капиталистических
странах при создании и функционировании бизнес-инкубаторов практически
используется только вторая стратегия. В современных российских
условиях, прежде всего при крайне высоких ставках за аренду помещений и
официальных и неофициальных затратах по обеспечению их сохранности,
даже первое направление является весьма существенной формой поддержки
и, возможно, определяющей при разработке стратегии бизнес-инкубаторов. В
развитых капиталистических странах инкубаторы организуются и
финансируются за счет средств местных органов власти, университетов и
других учебных заведений, промышленных корпораций, субсидий (часто
безвозвратных) от центрального правительства. Вместе с тем деятельность
бизнес-инкубаторов базируется на использовании значительных объемов
капитализированных средств, т.е. средств, уже вложенных в недвижимость
и научно-производственные фонды, причем речь идет о долговременных и
рискованных вложениях. Таким образом, создание бизнес-инкубаторов
могут позволить себе только достаточно стабильные в'"финансовом
отношении структуры. Следует отметить, что создание значительного
числа бизнес-инкубаторов, действующих в технопарковых структурах при
университетах в развитых капиталистических странах, объясняется в
немалой степени и тем фактом, что университеты за свою многолетнюю,
иногда и вековую, историю сформировали достаточно крупные финансовые и
иные фонды и являются крупными владельцами земли и прочей недвижимости. Что
касается участия в прибылях, то здесь создатели бизнес-инкубаторов
выступают по существу в качестве венчурных капиталистов (при этом
бизнес-инкубатор является конкретной организационно-экономической
формой реализации этого капитала) со всеми вытекающими отсюда
последствиями. Между бизнес-инкубаторами имеются серьезные
различия, что делает практически неправомерным универсальный подход при
образовании рассматриваемых структур. Представляется целесообразным
отметить, что детальная разработка нормативных учредительских
документов при создании бизнес-инкубаторов, даже в странах с большим
опытом функционирования этих структур, практически не гарантирует их
эффективного функционирования. Можно привести массу примеров, когда
из-за текущей практической деятельности управленческого блока
бизнес-инкубатора он фактически терял присущие ему качества и
деградировал в обычный деловой или коммерческий центр с большим, но
достаточно стабильным набором функционирующих в нем фирм. Поэтому обязательна разработка рассчитанной на 3-4 года схемы прохождения фирм-клиентов через бизнес-инкубатор. Она предусматривает четыре основных этапа. Первый
- отбор нового клиента из числа претендентов. Критерии отбора -
новизна идеи и реальность ее воплощения в жизнь силами малой фирмы.
Если претендент признается перспективным, с ним заключается договор на
аренду помещения, но этот договор требует ежемесячного подтверждения
сторон и может быть расторгнут по желанию одной из них. Тогда клиент в
месячный срок обязан освободить занимаемую площадь. Второй этап -
вселение и первый год работы в условиях технопарка. Клиент получает
финансовую, техническую и прочую помощь на льготных условиях.
Технопарковые структуры предоставляют
высококлассные консультации по организационно-экономическим
аспектам деятельности малых фирм: ведению бухгалтерского учета, налогам, юридическим проблемам, вопросам использования всевозможных правительственных программ. Третий
этап (2-3 года) - становление и рост фирмы, увеличение числа ее
работников. Если начинают обычно 1-2 человека, то в случае удачного
хода дел число их возрастает до 5, а затем и до 10-20 человек. По мере
укрепления положения клиента технопарк постепенно сокращает свою
помощь: арендная плата увеличивается почти до уровня, общепринятого в
данном регионе, возрастает плата за услуги, условия деятельности
клиента приближаются к тем, что существуют во "внешнем мире". Четвертый
этап - выход фирмы из бизнес-инкубатора. Администрация последнего
помогает "созревшему" клиенту подыскать новое помещение и переехать. Как
правило, большинство (около 90%) этих фирм связано с использованием
высоких технологий. Только 60% фирм на первом этапе своего
существования самостоятельно покрывают свои издержки, и лишь 50% могут
представить обоснованный бизнес-план своей деятельности. Приведенные
выше данные показывают, какое большое значение имеет эффективное
функционирование управленческого блока бизнес-инкубатора. Успешная
деятельность бизнес-инкубатора может быть обеспечена гибкой политикой
в подборе потенциальных клиентов, наличием надежной экспертизы
предлагаемых к реализации проектов и идей, дифференцированным
подходом к деятельности инкубируемых фирм на различных этапах их
функционирования. Деятельность бизнес-инкубаторов достаточно
эффективна. По различным данным, от 70 до 80% выпускников инкубаторов
"живут" еще минимум 3 года, в то время как по меньшей мере 3/4 вне
инкубируемых компаний погибают в первые полтора года своего
существования. Немаловажное значение имеет организация финансовых
взаимоотношений фирмы, вышедшей из бизнес-инкубатора, с ним. Тридцатилетняя
история, постоянное увеличение числа и их разновидностей, расширение
географии, охватывающей сегодня все основные регионы мира, возрастающее
участие в их создании крупного частного капитала - все это само по
себе является набором убедительных аргументов в вопросе необходимости и
полезности бизнес-инкубаторов как одной из форм ускорения использования
научно-технических достижений, развития предпринимательства в области
наукоемких технологий, содействия структурным сдвигам в экономике,
росту занятости и благосостояния. Немаловажную роль в организации
создания и финансирования деятельности бизнес-инкубаторов должны играть
местные органы власти. В США особое внимание местные органы власти
уделяют концентрации финансовых средств на уровне региональных
венчурных фондов. Некоторые из них напрямую осуществляют венчурное
финансирование мелкого инновационного бизнеса, другие - предоставляют
срочные субсидии организаторам инкубаторных программ. В основном
региональные венчурные фонды формируются на средства местного бюджета,
университетов, частных фирм, общественных организаций и т.п. Многие
из них бесприбыльны. Формирование и быстрое развитие инновационных
бизнес-инкубаторов, в рамках которых проходит разработка и промышленное
освоение новых технологий и изделий, возможно лишь при создании
системы их организационно-правовой и финансово-экономической
поддержки. Содействие инновационным институтам любого типа, как
правило, оказывает государство, специализированные общественные фонды и
крупные корпорации, занимающие ведущее место в определенной области
производства. Во всех странах, проводящих государственную политику
поддержки инновационности производства, ее формы и содержание, как
правило, весьма разнообразны. При этом кроме финансовой, управленческой
и технической помощи, наиболее развитой в США, применяется также
поддержка при помощи налоговой и амортизационной политики (Япония,
Западная Европа), стимулирования контрактных и субконтрактных
отношений (США, Япония). Характерная черта поддержки - участие
различных организаций и ведомств, множественность каналов получения
такой поддержки, отсутствие монополизма какого-либо одного
государственного органа, но наличие координирующего состава в лице
того или иного ведомства или министерства.
|