Сфера деятельности и виды
услуг предоставляемых бизнес инкубатором
Инвесторам предоставляются необходимые сведения о характере
деятельности бизнес-инкубатора для формирования у них четкого понимания условий
и характера вложений капитала в данную сферу. Характеризуются текущее состояние и перспективы отрасли (отраслей), в
которой предполагается деятельность инкубируемых фирм. В зависимости от этого
определяется и специализация бизнес-инкубатора.
Однако в отличие от прочих сфер предпринимательской деятельности бизнес
инкубаторы могут и не иметь ярко выраженной отраслевой специализации, а
характер их деятельности определяется в значительной степени комплексностью
предоставляемых инкубируемым фирмам услуг и параметрами, по которым
осуществляется отбор инкубируемых фирм. Деятельность бизнес-инкубаторов вне зависимости от специализации носит характер
инновационной деятельности без заранее определенной эффективности вложения
капитала, т.е. инвестор выступает, как правило, в виде венчурного капиталиста,
но его деятельность может рассматриваться и как благотворительная (как
деятельность спонсоров), что при соответствующей правовой проработке данного
вопроса (особенно в сфере налогообложения) может быть весьма привлекательным
для потенциальных инвесторов. Описываются новая продукция или достижения, новые рынки и потребители
(покупатели), новые потребности, новые компании и другие экономические и
социально-политические тенденции и факторы, способные оказать позитивное или
негативное влияние на реализацию проекта. Необходимо обсудить возможность
выхода бизнеса на внешний рынок. Определяются источники статистической и иной
информации, используемые для описания тенденций развития отрасли. Характеристика организации, на базе которой предполагается формирование
бизнес-инкубатора. Для создаваемого бизнес-инкубатора важно определить
причину уверенности в успехе и показать, что формирование его на базе данной
организации является желательным и перспективным. Для учебного, научного
центра целесообразно представить материалы, подтверждающие эффективность
научно-исследовательских разработок, их практическую направленность,
возможность реализации в инкубируемых фирмах. В условиях отсутствия финансовых
ресурсов для проведения научных исследований указывается наличие уникального
оборудования и материально-технической базы, которая может быть предоставлена научным
или учебным центром для деятельности бизнес-инкубатора. При объединении нескольких фирм и создании ими бизнес-инкубатора отмечается
причина слияния. Обращается внимание на то, что если одна из сливающихся фирм
несла убытки (особенно это касается научных и учебных центров), то какие меры
при объединении будут приняты для того, чтобы была устранена причина неудач и
обеспечено процветание компании. При подсчете суммарной собственности компании
определяются возраст и стоимость товарно-материальных ценностей, сроки
погашения задолженностей, возраст и состояние основных производственных
фондов. При разработке вопросов слияния или разделения фирм желательна помощь
квалифицированных юристов и бухгалтеров. Набор и характеристика предоставляемых бизнес-инкубатором услуг.
Потенциальный инвестор в наибольшей мере заинтересован в том, чтобы понять,
чем фирма собирается заниматься, какова степень защищенности ее деятельности,
подверженность ее конъюнктуре рынка, соответствие перспективным тенденциям
развития хозяйственной среды. Особенно подробно дается характеристика тем услугам, которые бизнес-инкубатор
собирается предоставлять инкубируемым фирмам. Причем это должно быть тесно
увязано с тем полезным эффектом, который обеспечивается предоставлением этих услуг
на льготных условиях для повышения жизнедеятельности инкубируемых фирм.
Показывается, что предоставление услуг инкубируемым фирмам не является конечным
продуктом деятельности бизнес-инкубатора, а служит способом достижения основной
цели инкубатора - создания жизнеспособной фирмы, адаптированной к условиям
внешней экономической среды и обеспечивающей высокую прибыльность и
стабильность ее деятельности. Здесь следует использовать общие технологические оценки характеристики
жизненного цикла создающейся фирмы и ее конкурентоспособности отдельно для
внешнего и внутреннего рынка и на различных этапах становления фирмы. Особое
внимание уделяется подбору клиентов бизнес-инкубатора. На начальном этапе
организации инкубатора целесообразно иметь уже определенный набор
потенциальной клиентуры, обеспечить конкурсный ее подбор, при достаточно
широком и интересном их составе и возможности обеспечить более успешное
привлечение потенциальных инвесторов бизнес-инкубаторов.
|