Оценка потребностей рынка в
условиях бизнес инкубатора
Инвестору приводятся факторы, чтобы убедить его в том, что
рассматриваемый проект будет иметь значительный рыночный успех. Рыночные оценки
данного проекта, основанные на системных исследованиях и анализе рыночной
среды, оказывают прямое воздействие на объем деловой активности, определяют
размеры требуемых инвестиций. .Однако большинство авторов проектов испытывают
трудности при подготовке и обосновании рыночных исследований и анализа,
особенно когда стремятся доказать потенциальным инвесторам справедливость и
достижимость своих оценок потребности рынка в услугах инкубатора. Особое внимание уделяется анализу рыночной среды с целью выяснения потребностей
вновь создаваемых фирм в услугах и видах поддержки. Целесообразно разработать
приоритетную шкалу таких потребностей как для оценки того, что может предоставить
бизнес-инкубатор, так и с позиций последующего обеспечения возвратности
предоставленных на поддержку средств и соответственно экономической
эффективности функционирования инкубатора. В этом случае оформляется типовой
договор, заключаемый между инкубатором и инкубируемой фирмой, определяются
перечень основных услуг инкубатора и характер пользования ими инкубируемой
фирмой, указываются пути и размеры вознаграждения бизнес-инкубатора за
осуществленную деятельность, предусматриваются определенные ограничения по
последующей деятельности вышедшей из инкубатора фирмы, обеспечивающие интересы
бизнес-инкубатора. Целесообразно также привести классификацию потенциальных клиентов
бизнес-инкубатора. Такая классификация должна быть осуществлена по родственным,
однородным группам (основным рыночным сегментам). Ее критериями могут являться: сфера деятельности; местонахождение; структура; объем продаж; численность персонала; уровень и характер требуемой поддержки; обязательства, принимаемые инкубируемой фирмой по финансовым и иным
взаимоотношениям с инкубатором после завершения цикла инкубации. Классификация оправданна и практически целесообразна для любой фирмы. Однако
определение принципов ее проведения должно соответствовать выбранной
специализации бизнес-инкубатора. Неотъемлемой частью является оценка предполагаемого объема деятельности
инкубатора, максимального, а также наиболее целесообразного количества фирм,
пользующихся услугами инкубатора единовременно. При этом определяется
оптимальное время пребывания фирмы в инкубаторе. Разрабатываются критерии, по
которым оценивается степень льготной поддержки инкубируемой фирмы на различных
этапах ее становления. Фактически на этих данных базируются и требования к
объему финансовых и материальных ресурсов, обеспечивающих деятельность
инкубатора. Прорабатываются вопросы о диверсификации и привлечении к
деятельности бизнес-инкубатора, сформированного и учрежденного на базе одного
научного центра, других научных центров для осуществления деятельности в
смежных отраслях наук. Наиболее перспективным представляется специализация бизнес-инкубаторов на
поддержке фирм, осуществляющих выход на рынок, в том числе на мировой, с
качественно новыми товарами, как правило, производимыми с использованием новых
технических и технологических принципов, обеспечивающих практическое
применение фундаментальных и прикладных исследований в производстве товаров,
оказании услуг, совершенствовании организаций производства и т.д. Организаторами бизнес-инкубаторов могут быть поставлены и задачи
социально-экономического характера: снижение уровня безработицы за счет создания
новых рабочих мест, снижение уровня монополизма в той или иной сфере
деятельности, формирование качественно новой структуры производства и сферы
услуг. В зависимости от выбранной специализации бизнес-инкубатора формируются
и определяются остальные начальные параметры для создания данной структуры: необходимый объем финансовых средств; материально-вещественное наполнение основных средств бизнес-инкубатора; принципы отбора потенциальных клиентов; характер предоставляемых льгот; принципы взаимоотношений с фирмами, вышедшими из бизнес-инкубатора, и т.д. Развитие бизнес-инкубаторов может осуществляться по рассмотренным выше
стратегическим направлениям: а) предоставление помещений на льготных условиях; б) предоставление помещений на льготных условиях с определенным набором услуг
по обеспечению жизнедеятельности инкубируемых фирм. В связи с этим при разработке бизнес-плана по созданию и развитию
бизнес-инкубатора целесообразно не только осуществить определение специализации
инкубируемых фирм, но и выявить тесно связанный с этим потенциальный набор
требуемых для инкубируемых фирм услуг. Фактически предварительным этапом
разработки бизнес-плана инкубатора должна являться разработка концепции
организации бизнес-инкубатора, которая предполагает также необходимость
выявления основных потребностей вновь создающихся фирм. Учредителями и организаторами бизнес-инкубаторов
в современных условиях могут являться крупные научные и учебные центры с
привлечением коммерческих банков, инвестиционных фондов, имеющих стабильное
финансовое положение, так как создание бизнес-инкубаторов возможно при наличии
весьма значительного объема финансовых ресурсов, как уже капитализированных в
недвижимость (здания, помещения), так и обеспечивающих текущее финансирование
деятельности бизнес-инкубатора. Специфика деятельности бизнес-инкубаторов предопределяет,
что поступление финансовых средств от инкубируемых фирм, прежде всего на первом
этапе функционирования инкубатора (не менее 2-3 лет), не в состоянии покрывать
даже текущие затраты на деятельность бизнес-инкубаторов. Крупные учебные и научные центры, а также предприятия ВПК не могут выступать в
качестве финансового инвестора при организации и учреждении бизнес-инкубаторов
по причине их слабого финансового положения. Однако именно на их базе и с
использованием их производственных площадей и научных разработок, а также
высокого кадрового потенциала создание бизнес-инкубаторов является наиболее
эффективным и целесообразным. В связи с этим представляется следующий состав
учредителей и организаторов бизнес-инкубатора: крупный научный, учебный центр,
конверсируемое предприятие + мощный финансовый агент или спонсор. Бизнес инкубаторы на этапе их становления нельзя рассматривать как
коммерческие (хотя коммерческая деятельность их как один из источников
финансирования чисто инкубационной деятельности является возможной и даже
желательной) и уж тем более они не могут быть высокорентабельной формой вложения
капитала. В зависимости от выбранной стратегии развития бизнес-инкубатора должна быть
сформирована и организационно-технологическая структура бизнес-инкубатора. При
любом варианте стратегии обязательно наличие следующих основных высокопрофессиональных
структур: экспертный совет, осуществляющий оценку клиентов для "выдержки" в
соответствии с выбранной специализацией бизнес-инкубатора; управляющий блок бизнес-инкубатора, в функции которого, помимо обычных функций
по управлению независимой хозяйственной структурой, входят:а)
разработка и корректировка индивидуальной программы прохождения инкубируемой
фирмой всех этапов ее жизнедеятельности в бизнес инкубаторе; б) определение
достаточного объема предоставляемых инкубируемой фирме льгот (определяется
индивидуально по каждой инкубируемой фирме); в) выработка экономической и
финансовой политики взаимоотношений с вышедшими из инкубатора фирмами. Следует
отметить, что названные специфические функции управляющего блока
бизнес-инкубатора являются наиболее сложными в организационном и правовом
аспектах и при практической реализации могут привести к серьезным негативным
последствиям. Поскольку функционирование бизнес-инкубатора в определенном регионе
способствует решению отмеченных выше социально-экономических территориальных
проблем, то при создании бизнес-инкубатора целесообразна разработка
учредителями и организаторами совместно с местными органами программы поддержки
и льготного налогообложения рассматриваемых структур (при возможной аналогичной
помощи со стороны федеральных органов власти). Представляется целесообразным увязать государственные и региональные программы
конверсии и реорганизации российской армии с программой создания, развития и
поддержки бизнес-инкубаторов. При организации бизнес-инкубатора следует обратить особое внимание на
обеспечение организационно-правового статуса взаимоотношений инкубатора с
инкубируемыми фирмами как в процессе их функционирования в инкубаторе, так и
после оставления ими последнего. Данное положение особенно актуально в силу
того, что инкубируемые фирмы с самого, начала их функционирования в инкубаторе
являются юридическими лицами, а также по причине недостаточного развития
системы правового обеспечения хозяйственной деятельности, что свойственно
становлению рыночной российской экономики. Необходим четкий учет действующих
налоговых, антимонопольных и иных правовых актов. В процессе этого должен быть
разработан типовой договор между бизнес-инкубатором и инкубируемой фирмой.
|