Основные требования к содержанию Бизнес-планаБизнес-план - это, по сути, представленная в определенном стандарте система доказательств успешности предлагаемого дела. Вопрос о том, что конкретно нуждается в доказательстве, на самом деле не такой простой, как может показаться, и зависит от того, для чего предназначен бизнес-план. Если для внутреннего употребления, то надо честно проверить осуществимость идеи. Если же речь идет о потенциальном инвесторе, то его как минимум интересуют: • имеющийся положительный опыт в бизнесе; • рыночные (маркетинговые) перспективы предприятия (бизнес- направления); • собственность и юридическая форма организации бизнеса; • вопросы управления персоналом; • организация производства, снабжение сырьем и материалами; • график финансирования проекта; • график возврата денежных средств; • коммерческая эффективность проекта; • возможные риски проекта, поскольку в конечном итоге все они - риски невозврата средств; • представляемые гарантии. Указанные пункты - это готовые разделы бизнес-плана. Сами разделы могут называться по-разному, но главное - каждый из них и все вместе они должны дать потенциальному инвестору исчерпывающую информацию о проекте. Директора предприятий уже не отмахиваются от слов "бизнес план". Однако часто для обоснования своих запросов они демонстрируют пространные "заявки на финансирование", имеющие весьма отдаленное отношение к бизнес планированию. Мнение о легкости написания бизнес-плана совершенно не соответствует действительности. В поверхностном бизнес-плане всегда видна низкая квалификация его разработчиков и менеджерской команды. Бизнес-план - это весьма специфический документ. В нем с экономической точностью должна быть доказана теорема о том, что вложенные инвестором деньги будут ему возвращены с прибылью. И в этом смысле бизнес-план - технический документ. С другой стороны, это, несомненно, "лицо фирмы", элемент ее имиджа. Разговаривая с потенциальными инвесторами, нужно суметь показать себя с наилучшей стороны.
|